Отвинчивание переднего болта коленвала: теория и практика
-
- Сообщения: 367
- Зарегистрирован: 18.04.2007, 18:41:31
- Откуда: С.Петербург
- x 3
- Контактная информация:
Отвинчивание переднего болта коленвала: теория и практика
Об отвинчивании переднего болта коленчатого вала дизельных двигателей
У подавляющего большинства современных дизельных двигателей шкив привода ремней навесных агрегатов, расположенный на переднем конце коленчатого вала, является демпфером крутильных колебаний и представляет собой сложную, составную металло-резиновую конструкцию весом 5-10 кг. Как правило, этот шкив удерживается на коленчатом валу за счет торцевого прижатия усилием болта ввернутого в носок коленчатого вала. Для надежной фиксации столь тяжелой детали используются крупные болты, высокой степени прочности и с громадным усилием затяжки. Усилие затяжки строго нормировано для каждого мотора и составляет от 15 до 50 кГм и более. В процессе эксплуатации часто под резьбу попадает влага, что приводит к ее коррозии.
При ремонте, практически всегда возникает необходимость отвинчивания этого болта. Часто именно в этой, с виду простой операции, начинающие ремонтники сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Сколь часто приходилось видеть извлеченные из двигателей коленчатые валы с неотвинченным передним болтом и, соответственно, с неснятым с вала демпфером крутильных колебаний (ДКК) и крышкой переднего сальника. Особенно часто такое наблюдается на пожилых двигателях Мерседес.
На первый взгляд, самый простой способ открутить болт, это применить мощный гаечный ключ, а коленчатый вал зафиксировать включением 4 или 5 передачи, с одновременным затормаживанием колес. Однако эластичность подвески силового агрегата и зазоры в трансмиссии, часто, делают невозможным отворачивание болта. Из-за стесненного пространства моторного отсека, подчас, не удается повернуть гаечный ключ настолько, чтобы преодолеть подвижность трансмиссии и создать требуемое усилие. Кроме того, состояние сцепления часто не позволяет надежно застопорить коленчатый вал.
Иногда для фиксации коленвала используют монтировки и ломики, зацепляясь за зубья венца маховика. Удержать надежно коленвал таким способом удается очень редко, а вот повредить зубья венца более чем легко.
Достаточно универсальным способом удерживания коленчатого вала является использование специальных стопоров-гребенок, однако, не на всех двигателях возможно применить эти стопоры.
На специализированных станциях применяют специальные приспособления для удержания коленчатого вала за ДКК. На рисунке ниже показан фиксатор для удерживания ДКК фольксвагеновского пятицилиндрового дизеля и демпфер этого же дизеля с характерными повреждениями.
Эти приспособления являются наиболее эффективными, однако содержание их в маленькой мастерской широкого профиля или в частном гараже представляется проблематичным.
В любительских условиях и в небольших мастерских наиболее целесообразным при отворачивании и затягивании переднего болта коленвала надо считать применение фиксатора-удавки из разрезанного клинового или поликлинового ремня.
В гаражных условиях зафиксировать коленчатый вал можно при помощи удавки из обычного клинового или поликлинового ремня и подходящего бруска.
Отдельно надо остановиться на самом процессе отворачивания болта. Прикладывание постоянного усилия (хороший рычаг, мощные руки) иногда приводит к совсем нежелательным результатам. Из-за возможной коррозии резьбы, с одной стороны усилие отворачивания может оказаться опасно большим, и с другой стороны при отворачивании может возникнуть задир в резьбовом сочленении. Поэтому наиболее приемлемым при отворачивании болта следует признать метод ударного откручивания. Для этого на производствах применяют пневматические и электрические гайковерты ударного действия. В условиях малой мастерской или гаража можно порекомендовать следующий прием: один человек создает реактивный момент, удерживая коленчатый вал приспособлением, а второй прикладывая усилие к ключу, одетому на болт коленвала, помогает ему открутиться, постукивая тяжелым молотком по рычагу ключа. Причем, даже после страгивания болта, надо продолжать его откручивать его таким способом пока болт не пойдет легко.
В заключение нельзя не описать очень старый, но очень надежный и простой способ отворачивания болта стартером двигателя. Гаечный ключ одевается на болт и под него сооружается опора, в которую он упрется при проворачивании коленвала стартером . Расстояние от ключа до опоры выбирается в пределах 10-30 см. В качестве опоры может быть использован лонжерон автомобиля. Обязательное условие безопасной работы – принять меры, исключающие соскакивание ключа в момент удара. На практике это обеспечивается подпиранием ключа в торцевом направлении подходящей доской. Теперь на короткое мгновение включают стартер. Как правило, одной попытки оказывается достаточно. В случае необходимости второй попытки коленвал с ключом поворачивают против хода на прежний или несколько больший угол.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
Категорически недопустимо применять для отворачивания переднего болта коленвала рожковых гаечных ключей. Такой ключ может при больших усилиях сорваться с болта, при этом работающий может получить очень серьезную травму, а головка болта может быть повреждена.
Лучше всего для работы использовать специальные усиленные накидные ключи, предназначенные для работы с трубой-удлинителем или торцевые головки с воротком.
Силовой накидной ключ:
Торцевая головка с силовым воротом:
Однако торцевые головки с квадратом привода ½ дюйма зачастую могут не выдержать требуемых нагрузок, поэтому рекомендуется для этих целей применять головки с квадратом ¾ дюйма.
Помните, что когда при откручивании или закручивании болта прикладывается усилие несколько десятков килограммометров, соскакивание или поломка ключа может привести к тяжелейшим травмам и даже к гибели работающего.
У подавляющего большинства современных дизельных двигателей шкив привода ремней навесных агрегатов, расположенный на переднем конце коленчатого вала, является демпфером крутильных колебаний и представляет собой сложную, составную металло-резиновую конструкцию весом 5-10 кг. Как правило, этот шкив удерживается на коленчатом валу за счет торцевого прижатия усилием болта ввернутого в носок коленчатого вала. Для надежной фиксации столь тяжелой детали используются крупные болты, высокой степени прочности и с громадным усилием затяжки. Усилие затяжки строго нормировано для каждого мотора и составляет от 15 до 50 кГм и более. В процессе эксплуатации часто под резьбу попадает влага, что приводит к ее коррозии.
При ремонте, практически всегда возникает необходимость отвинчивания этого болта. Часто именно в этой, с виду простой операции, начинающие ремонтники сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Сколь часто приходилось видеть извлеченные из двигателей коленчатые валы с неотвинченным передним болтом и, соответственно, с неснятым с вала демпфером крутильных колебаний (ДКК) и крышкой переднего сальника. Особенно часто такое наблюдается на пожилых двигателях Мерседес.
На первый взгляд, самый простой способ открутить болт, это применить мощный гаечный ключ, а коленчатый вал зафиксировать включением 4 или 5 передачи, с одновременным затормаживанием колес. Однако эластичность подвески силового агрегата и зазоры в трансмиссии, часто, делают невозможным отворачивание болта. Из-за стесненного пространства моторного отсека, подчас, не удается повернуть гаечный ключ настолько, чтобы преодолеть подвижность трансмиссии и создать требуемое усилие. Кроме того, состояние сцепления часто не позволяет надежно застопорить коленчатый вал.
Иногда для фиксации коленвала используют монтировки и ломики, зацепляясь за зубья венца маховика. Удержать надежно коленвал таким способом удается очень редко, а вот повредить зубья венца более чем легко.
Достаточно универсальным способом удерживания коленчатого вала является использование специальных стопоров-гребенок, однако, не на всех двигателях возможно применить эти стопоры.
На специализированных станциях применяют специальные приспособления для удержания коленчатого вала за ДКК. На рисунке ниже показан фиксатор для удерживания ДКК фольксвагеновского пятицилиндрового дизеля и демпфер этого же дизеля с характерными повреждениями.
Эти приспособления являются наиболее эффективными, однако содержание их в маленькой мастерской широкого профиля или в частном гараже представляется проблематичным.
В любительских условиях и в небольших мастерских наиболее целесообразным при отворачивании и затягивании переднего болта коленвала надо считать применение фиксатора-удавки из разрезанного клинового или поликлинового ремня.
В гаражных условиях зафиксировать коленчатый вал можно при помощи удавки из обычного клинового или поликлинового ремня и подходящего бруска.
Отдельно надо остановиться на самом процессе отворачивания болта. Прикладывание постоянного усилия (хороший рычаг, мощные руки) иногда приводит к совсем нежелательным результатам. Из-за возможной коррозии резьбы, с одной стороны усилие отворачивания может оказаться опасно большим, и с другой стороны при отворачивании может возникнуть задир в резьбовом сочленении. Поэтому наиболее приемлемым при отворачивании болта следует признать метод ударного откручивания. Для этого на производствах применяют пневматические и электрические гайковерты ударного действия. В условиях малой мастерской или гаража можно порекомендовать следующий прием: один человек создает реактивный момент, удерживая коленчатый вал приспособлением, а второй прикладывая усилие к ключу, одетому на болт коленвала, помогает ему открутиться, постукивая тяжелым молотком по рычагу ключа. Причем, даже после страгивания болта, надо продолжать его откручивать его таким способом пока болт не пойдет легко.
В заключение нельзя не описать очень старый, но очень надежный и простой способ отворачивания болта стартером двигателя. Гаечный ключ одевается на болт и под него сооружается опора, в которую он упрется при проворачивании коленвала стартером . Расстояние от ключа до опоры выбирается в пределах 10-30 см. В качестве опоры может быть использован лонжерон автомобиля. Обязательное условие безопасной работы – принять меры, исключающие соскакивание ключа в момент удара. На практике это обеспечивается подпиранием ключа в торцевом направлении подходящей доской. Теперь на короткое мгновение включают стартер. Как правило, одной попытки оказывается достаточно. В случае необходимости второй попытки коленвал с ключом поворачивают против хода на прежний или несколько больший угол.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
Категорически недопустимо применять для отворачивания переднего болта коленвала рожковых гаечных ключей. Такой ключ может при больших усилиях сорваться с болта, при этом работающий может получить очень серьезную травму, а головка болта может быть повреждена.
Лучше всего для работы использовать специальные усиленные накидные ключи, предназначенные для работы с трубой-удлинителем или торцевые головки с воротком.
Силовой накидной ключ:
Торцевая головка с силовым воротом:
Однако торцевые головки с квадратом привода ½ дюйма зачастую могут не выдержать требуемых нагрузок, поэтому рекомендуется для этих целей применять головки с квадратом ¾ дюйма.
Помните, что когда при откручивании или закручивании болта прикладывается усилие несколько десятков килограммометров, соскакивание или поломка ключа может привести к тяжелейшим травмам и даже к гибели работающего.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось mezernitsky 03.05.2009, 21:42:56, всего редактировалось 2 раза.
0
-
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 25.02.2009, 19:05:48
- Откуда: Нижний Новгород
- Возраст: 47
- Контактная информация:
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
Очень полезная информация! Данные инструкции предотвратят свежеоткапиталенный двигатель от преждевременной кончины .Спасибо.
0
1)Т3 1,6 cs 1987г.в.был syncro...2)Т4 2,0 газ\бенз.1991г.в.(продается);3)Тойота Карина,4)Тойота Приус.
-
- Сообщения: 931
- Зарегистрирован: 06.10.2006, 20:34:02
- Модель: Transporter
- Год выпуска Т.С.: 2002
- Модель двигателя: AJT
- Откуда: Selitrennoe
- x 25
- Возраст: 66
- Контактная информация:
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
я в гараже держу вот такую страшную приспособу, но отлично выполняющую функцию свою...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
1
AJT 2002 г. Геннадий
8927три пятерки0046
хочешь сделать хорошо - сделай сам...
8927три пятерки0046
хочешь сделать хорошо - сделай сам...
-
- Старший региона
- Сообщения: 2622
- Зарегистрирован: 20.07.2008, 18:24:59
- Модель: Т 5
- Год выпуска Т.С.: 2007
- Модель двигателя: AXD
- Имя: Евгений
- Откуда: Екатеринбург
- x 7
- x 16
- Возраст: 47
- Контактная информация:
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
сегодня сломано 3 головки на 27 мм., удлинители заворачивались по оси. а закручивать с фиксатором резьбы или на сухую, а может чем смазать?
0
Т-4 1992,2.4 AAB 9 м. с 11.12.2006 по 27.12.2010
Т-4 1997, 2.4 AJA 8 м. с 20.04.2009 по 2019
Т-4 1998,2.4 AJA 7 м. "дл. мульт-1" с 20,07,10 по 2021
89два21811177 Евген
Т-4 1997, 2.4 AJA 8 м. с 20.04.2009 по 2019
Т-4 1998,2.4 AJA 7 м. "дл. мульт-1" с 20,07,10 по 2021
89два21811177 Евген
-
- Сообщения: 975
- Зарегистрирован: 09.10.2006, 23:26:43
- Модель: Transporter
- Год выпуска Т.С.: 1999
- Модель двигателя: 2.5 ACV
- Откуда: Петербургская обл.
- x 3
- Контактная информация:
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
См. выше
Квадратом 1/2 завернуть болт ИМХО нереально. Я одеваю метровую трубу на вороток с головой 3/4 и то процесс получается нелегким. Смазывать поверхность прилегания болта к шкиву нельзя!!! Остальное - по желанию, но особого смысла в этом нет.
Однако торцевые головки с квадратом привода ½ дюйма зачастую могут не выдержать требуемых нагрузок, поэтому рекомендуется для этих целей применять головки с квадратом ¾ дюйма.
Квадратом 1/2 завернуть болт ИМХО нереально. Я одеваю метровую трубу на вороток с головой 3/4 и то процесс получается нелегким. Смазывать поверхность прилегания болта к шкиву нельзя!!! Остальное - по желанию, но особого смысла в этом нет.
0
короткий, ACV, 1999; Scott Yecora 2005; Author A-Gang 2009 (Тимур)
-
- Сообщения: 931
- Зарегистрирован: 06.10.2006, 20:34:02
- Модель: Transporter
- Год выпуска Т.С.: 2002
- Модель двигателя: AJT
- Откуда: Selitrennoe
- x 25
- Возраст: 66
- Контактная информация:
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
Kamal писал(а):сегодня сломано 3 головки на 27 мм
Газелевский балонник здесь неплохо себя показывает, сломать его проблемно...
0
AJT 2002 г. Геннадий
8927три пятерки0046
хочешь сделать хорошо - сделай сам...
8927три пятерки0046
хочешь сделать хорошо - сделай сам...
-
- Сообщения: 18
- Зарегистрирован: 05.11.2008, 18:48:03
- Модель: Transporter
- Год выпуска Т.С.: 1997
- Модель двигателя: ABL
- Откуда: из Екатеринбурга
- x 1
- Возраст: 51
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
Да уж, лучше бы он у меня прикипел, а то сам отвернулся на трассе, просмотрел. В результате встреча- мотор на помойку. Надо его на фиксатор резьбы садить (красный) и часто проверять его затяжку, особенно после длительных поездок.
0
97г. Т4 ABL желтый фургон
-
- Модератор
- Сообщения: 5251
- Зарегистрирован: 19.12.2006, 09:23:23
- Модель: Multivan
- Год выпуска Т.С.: 1994
- Модель двигателя: ACU
- Откуда: Москва
- x 71
- Возраст: 54
- Контактная информация:
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
Alex789 писал(а):Да уж, лучше бы он у меня прикипел, а то сам отвернулся на трассе, просмотрел. В результате встреча- мотор на помойку. Надо его на фиксатор резьбы садить (красный) и часто проверять его затяжку, особенно после длительных поездок.
Болт нужно обязательно ставить новый при отворачивании, тогда всё будет хорошо
1
-
- Сообщения: 18
- Зарегистрирован: 05.11.2008, 18:48:03
- Модель: Transporter
- Год выпуска Т.С.: 1997
- Модель двигателя: ABL
- Откуда: из Екатеринбурга
- x 1
- Возраст: 51
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
Вот, смотрите
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
1
97г. Т4 ABL желтый фургон
-
- Сообщения: 18
- Зарегистрирован: 05.11.2008, 18:48:03
- Модель: Transporter
- Год выпуска Т.С.: 1997
- Модель двигателя: ABL
- Откуда: из Екатеринбурга
- x 1
- Возраст: 51
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
Шатун погнуло, оторванная тарелка клапана сделала свое грязное дело, к.в. погнуло, вторая коренная постель лопнула, головку сразу выкидывать, на остальных поршнях следы от встречи.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
0
97г. Т4 ABL желтый фургон
-
- Сообщения: 52
- Зарегистрирован: 27.09.2007, 16:25:14
- Модель: Caravelle
- Год выпуска Т.С.: 2003
- Модель двигателя: AUF
- Откуда: Черкассы, Украина
- Возраст: 56
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
тема немного устаревшая по обсуждению, но думаю для многих еще может быть актуальной.
Ниже приспособление немцев специально для фиксации при закручивании переднего болта КВ. Простенько и со вкусом. Не могу сказать для всех ли двигателей, но для ABL которые очень склонны к проблемам с переднем болтом... оно и подходит и самое главное непосредственно для этого предназначено. Кто покупал когда либо передний болт для фиксации шестерни... на упаковке болта видел изображение этой приспособы. Так она выглядит в живую:
Ниже приспособление немцев специально для фиксации при закручивании переднего болта КВ. Простенько и со вкусом. Не могу сказать для всех ли двигателей, но для ABL которые очень склонны к проблемам с переднем болтом... оно и подходит и самое главное непосредственно для этого предназначено. Кто покупал когда либо передний болт для фиксации шестерни... на упаковке болта видел изображение этой приспособы. Так она выглядит в живую:
0
Черкассы, Украина
Cravelle T-4, 2.5TDI (AUF), 2003
Cravelle T-4, 2.5TDI (AUF), 2003
-
- Сообщения: 52
- Зарегистрирован: 27.09.2007, 16:25:14
- Модель: Caravelle
- Год выпуска Т.С.: 2003
- Модель двигателя: AUF
- Откуда: Черкассы, Украина
- Возраст: 56
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
Ну а это та самая приспособа, которая нужна для того чтобы решить проблему с откручиванием болта, когда либо и кем либо закрученным с недостаточным усилием, и приведшем к неровности торца КВ. Решает проблему за 2 минуты (без учета не слишком сложного подготовительного периода... типа захода на яму или подъемник, снятия шестерни и тому подобных вещей. Особо важно- решает проблему без снятия двигателя. Немецкая чудо- фреза тоже в живую:
0
Черкассы, Украина
Cravelle T-4, 2.5TDI (AUF), 2003
Cravelle T-4, 2.5TDI (AUF), 2003
-
- Сообщения: 975
- Зарегистрирован: 09.10.2006, 23:26:43
- Модель: Transporter
- Год выпуска Т.С.: 1999
- Модель двигателя: 2.5 ACV
- Откуда: Петербургская обл.
- x 3
- Контактная информация:
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
Поддержу тему: хочется изготовить держатель для отвинчивания болта распредвала. Посему может кто подскажет, каково расстояние между центрами противоположных отверстий звезды распредвала? Количество цилиндров не важно: звезды должны быть одинаковые.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
0
короткий, ACV, 1999; Scott Yecora 2005; Author A-Gang 2009 (Тимур)
-
- Сообщения: 140
- Зарегистрирован: 26.05.2010, 23:12:05
- Модель: T5.1
- Год выпуска Т.С.: 2010
- Модель двигателя: CAAA
- Имя: Геннадий
- Откуда: Malbork-Польша
- Возраст: 59
- Контактная информация:
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
Да, на 2.4 и 2.5тди после замены ГРМ частенько откручиваются болты(((При этом сначала разбивают и шкивок и бывает что и колено(на шпонке)Сажу на синий(средняя фиксация)герметик резьбу при использовании б/у болтов(чуток,без фанатизма)и хАААрашо закрутить!(по букварю)
0
Toyota Avensis Verso 04,D4D,Ford Transit 300,2.0d 01г.
gio40@mail.ru Геннадий
_________________________
одна извилина ищет другую,чтобы родилась...мысль!
gio40@mail.ru Геннадий
_________________________
одна извилина ищет другую,чтобы родилась...мысль!
-
- Сообщения: 926
- Зарегистрирован: 06.12.2007, 22:03:06
- Модель: Модель Т.С.
- Год выпуска Т.С.: 1994
- Модель двигателя: ААВ.2,4Д
- Откуда: Украина. КРЫМ.Симферополь.
- x 4
- Контактная информация:
Re: Отвинчивание переднего болта КВ.
Я стартером открутил.
Ключ на 27 форсуночный(он у меня и для ступиц,болта коленвала тоже) одел,вороток малый-тюк и все!
На фото все видно.И ударился он о нижний рычаг воротком.
БТр писал(а):
Поддержу тему: хочется изготовить держатель для отвинчивания болта распредвала. Посему может кто подскажет, каково расстояние между центрами противоположных отверстий звезды распредвала? Количество цилиндров не важно: звезды должны быть одинаковые.
Все я выкладывал с размерами для изготовления тут:
http://www.vw-bus.org.ua/forum/viewtopic.php?f=37&t=160
Ключ на 27 форсуночный(он у меня и для ступиц,болта коленвала тоже) одел,вороток малый-тюк и все!
На фото все видно.И ударился он о нижний рычаг воротком.
БТр писал(а):
Поддержу тему: хочется изготовить держатель для отвинчивания болта распредвала. Посему может кто подскажет, каково расстояние между центрами противоположных отверстий звезды распредвала? Количество цилиндров не важно: звезды должны быть одинаковые.
Все я выкладывал с размерами для изготовления тут:
http://www.vw-bus.org.ua/forum/viewtopic.php?f=37&t=160
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось kds 27.05.2010, 12:50:54, всего редактировалось 2 раза.
0
Т-4 ААВ.1994г.чистый пассажир.
скайп-dronho1
скайп-dronho1
Вернуться в «Дизельные двигатели Т4»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя