Отвинчивание переднего болта коленвала: теория и практика

Аватара пользователя

Автор темы
mezernitsky
Сообщения: 403
Зарегистрирован: 18.04.2007, 18:41:31
Откуда: С.Петербург
Контактная информация:

Отвинчивание переднего болта коленвала: теория и практика

Сообщение mezernitsky » 03.05.2009, 17:43:59 #1

Об отвинчивании переднего болта коленчатого вала дизельных двигателей

У подавляющего большинства современных дизельных двигателей шкив привода ремней навесных агрегатов, расположенный на переднем конце коленчатого вала, является демпфером крутильных колебаний и представляет собой сложную, составную металло-резиновую конструкцию весом 5-10 кг. Как правило, этот шкив удерживается на коленчатом валу за счет торцевого прижатия усилием болта ввернутого в носок коленчатого вала. Для надежной фиксации столь тяжелой детали используются крупные болты, высокой степени прочности и с громадным усилием затяжки. Усилие затяжки строго нормировано для каждого мотора и составляет от 15 до 50 кГм и более. В процессе эксплуатации часто под резьбу попадает влага, что приводит к ее коррозии.
При ремонте, практически всегда возникает необходимость отвинчивания этого болта. Часто именно в этой, с виду простой операции, начинающие ремонтники сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Сколь часто приходилось видеть извлеченные из двигателей коленчатые валы с неотвинченным передним болтом и, соответственно, с неснятым с вала демпфером крутильных колебаний (ДКК) и крышкой переднего сальника. Особенно часто такое наблюдается на пожилых двигателях Мерседес.
На первый взгляд, самый простой способ открутить болт, это применить мощный гаечный ключ, а коленчатый вал зафиксировать включением 4 или 5 передачи, с одновременным затормаживанием колес. Однако эластичность подвески силового агрегата и зазоры в трансмиссии, часто, делают невозможным отворачивание болта. Из-за стесненного пространства моторного отсека, подчас, не удается повернуть гаечный ключ настолько, чтобы преодолеть подвижность трансмиссии и создать требуемое усилие. Кроме того, состояние сцепления часто не позволяет надежно застопорить коленчатый вал.
Иногда для фиксации коленвала используют монтировки и ломики, зацепляясь за зубья венца маховика. Удержать надежно коленвал таким способом удается очень редко, а вот повредить зубья венца более чем легко.
Достаточно универсальным способом удерживания коленчатого вала является использование специальных стопоров-гребенок, однако, не на всех двигателях возможно применить эти стопоры.
1.jpg

На специализированных станциях применяют специальные приспособления для удержания коленчатого вала за ДКК. На рисунке ниже показан фиксатор для удерживания ДКК фольксвагеновского пятицилиндрового дизеля и демпфер этого же дизеля с характерными повреждениями.
2.jpg

Эти приспособления являются наиболее эффективными, однако содержание их в маленькой мастерской широкого профиля или в частном гараже представляется проблематичным.
В любительских условиях и в небольших мастерских наиболее целесообразным при отворачивании и затягивании переднего болта коленвала надо считать применение фиксатора-удавки из разрезанного клинового или поликлинового ремня.
3.jpg

4.jpg

В гаражных условиях зафиксировать коленчатый вал можно при помощи удавки из обычного клинового или поликлинового ремня и подходящего бруска.
5.jpg

Отдельно надо остановиться на самом процессе отворачивания болта. Прикладывание постоянного усилия (хороший рычаг, мощные руки) иногда приводит к совсем нежелательным результатам. Из-за возможной коррозии резьбы, с одной стороны усилие отворачивания может оказаться опасно большим, и с другой стороны при отворачивании может возникнуть задир в резьбовом сочленении. Поэтому наиболее приемлемым при отворачивании болта следует признать метод ударного откручивания. Для этого на производствах применяют пневматические и электрические гайковерты ударного действия. В условиях малой мастерской или гаража можно порекомендовать следующий прием: один человек создает реактивный момент, удерживая коленчатый вал приспособлением, а второй прикладывая усилие к ключу, одетому на болт коленвала, помогает ему открутиться, постукивая тяжелым молотком по рычагу ключа. Причем, даже после страгивания болта, надо продолжать его откручивать его таким способом пока болт не пойдет легко.
В заключение нельзя не описать очень старый, но очень надежный и простой способ отворачивания болта стартером двигателя. Гаечный ключ одевается на болт и под него сооружается опора, в которую он упрется при проворачивании коленвала стартером . Расстояние от ключа до опоры выбирается в пределах 10-30 см. В качестве опоры может быть использован лонжерон автомобиля. Обязательное условие безопасной работы – принять меры, исключающие соскакивание ключа в момент удара. На практике это обеспечивается подпиранием ключа в торцевом направлении подходящей доской. Теперь на короткое мгновение включают стартер. Как правило, одной попытки оказывается достаточно. В случае необходимости второй попытки коленвал с ключом поворачивают против хода на прежний или несколько больший угол.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
Категорически недопустимо применять для отворачивания переднего болта коленвала рожковых гаечных ключей. Такой ключ может при больших усилиях сорваться с болта, при этом работающий может получить очень серьезную травму, а головка болта может быть повреждена.
Лучше всего для работы использовать специальные усиленные накидные ключи, предназначенные для работы с трубой-удлинителем или торцевые головки с воротком.
Силовой накидной ключ:
6.jpg

Торцевая головка с силовым воротом:
7.jpg

Однако торцевые головки с квадратом привода ½ дюйма зачастую могут не выдержать требуемых нагрузок, поэтому рекомендуется для этих целей применять головки с квадратом ¾ дюйма.
Помните, что когда при откручивании или закручивании болта прикладывается усилие несколько десятков килограммометров, соскакивание или поломка ключа может привести к тяжелейшим травмам и даже к гибели работающего.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось mezernitsky 03.05.2009, 21:42:56, всего редактировалось 2 раза.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ПАРТНЕРОВ КЛУБА:  

перевоз
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 25.02.2009, 19:05:48
Откуда: Нижний Новгород
Контактная информация:

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение перевоз » 03.05.2009, 21:09:39 #2

Очень полезная информация! :bestbook: Данные инструкции предотвратят свежеоткапиталенный двигатель от преждевременной кончины :1: .Спасибо.
1)Т3 1,6 cs 1987г.в.был syncro...2)Т4 2,0 газ\бенз.1991г.в.(продается);3)Тойота Карина,4)Тойота Приус.

Аватара пользователя

Boss66
Сообщения: 838
Зарегистрирован: 06.10.2006, 20:34:02
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 2002
Модель двигателя: AJT
Откуда: Selitrennoe
Контактная информация:

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение Boss66 » 03.05.2009, 21:45:08 #3

я в гараже держу вот такую страшную приспособу, но отлично выполняющую функцию свою...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
AJT 2002 г. Геннадий
8927три пятерки0046

Если болт нужно забить аккуратно, его вкручивают.

Аватара пользователя

Kamal
Старший региона
Сообщения: 2319
Зарегистрирован: 20.07.2008, 18:24:59
Модель: Т 5
Год выпуска Т.С.: 2007
Модель двигателя: AXD
Имя: Евгений
Телефон: 834336111семь7
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение Kamal » 20.08.2009, 19:51:15 #4

сегодня сломано 3 головки на 27 мм., удлинители заворачивались по оси. а закручивать с фиксатором резьбы или на сухую, а может чем смазать? :49:
Т-4 1992,2.4 AAB 9 м. с 11.12.2006 по 27.12.2010
Т-4 1997, 2.4 AJA 8 м. с 20.04.2009
Т-4 1998,2.4 AJA 7 м. "дл. мульт-1" с 20,07,10
89два21811177 Евген

Аватара пользователя

БТр
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 09.10.2006, 23:26:43
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 1999
Модель двигателя: 2.5 ACV
Телефон: +79213296327
Откуда: Петербургская обл.

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение БТр » 20.08.2009, 20:52:35 #5

См. выше
Однако торцевые головки с квадратом привода ½ дюйма зачастую могут не выдержать требуемых нагрузок, поэтому рекомендуется для этих целей применять головки с квадратом ¾ дюйма.

Квадратом 1/2 завернуть болт ИМХО нереально. Я одеваю метровую трубу на вороток с головой 3/4 и то процесс получается нелегким. Смазывать поверхность прилегания болта к шкиву нельзя!!! Остальное - по желанию, но особого смысла в этом нет.
короткий, ACV, 1999; Scott Yecora 2005; Author A-Gang 2009 (Тимур)

Аватара пользователя

Boss66
Сообщения: 838
Зарегистрирован: 06.10.2006, 20:34:02
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 2002
Модель двигателя: AJT
Откуда: Selitrennoe
Контактная информация:

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение Boss66 » 21.08.2009, 13:39:35 #6

Kamal писал(а):сегодня сломано 3 головки на 27 мм

Газелевский балонник здесь неплохо себя показывает, сломать его проблемно...
AJT 2002 г. Геннадий
8927три пятерки0046

Если болт нужно забить аккуратно, его вкручивают.

Аватара пользователя

Alex789
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 05.11.2008, 18:48:03
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 1997
Модель двигателя: ABL
Откуда: из Екатеринбурга

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение Alex789 » 24.01.2010, 20:05:37 #7

Да уж, лучше бы он у меня прикипел, а то сам отвернулся на трассе, просмотрел. В результате встреча- мотор на помойку. Надо его на фиксатор резьбы садить (красный) и часто проверять его затяжку, особенно после длительных поездок.
97г. Т4 ABL желтый фургон

Аватара пользователя

MAX 2
Moderator
Сообщения: 5407
Зарегистрирован: 19.12.2006, 09:23:23
Модель: Multivan
Год выпуска Т.С.: 1994
Модель двигателя: ACU
Телефон: ------
Откуда: Москва

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение MAX 2 » 25.01.2010, 09:54:28 #8

Alex789 писал(а):Да уж, лучше бы он у меня прикипел, а то сам отвернулся на трассе, просмотрел. В результате встреча- мотор на помойку. Надо его на фиксатор резьбы садить (красный) и часто проверять его затяжку, особенно после длительных поездок.

Болт нужно обязательно ставить новый при отворачивании, тогда всё будет хорошо :yes:

Аватара пользователя

Alex789
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 05.11.2008, 18:48:03
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 1997
Модель двигателя: ABL
Откуда: из Екатеринбурга

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение Alex789 » 27.01.2010, 20:05:03 #9

Вот, смотрите :yes:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
97г. Т4 ABL желтый фургон

Аватара пользователя

Alex789
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 05.11.2008, 18:48:03
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 1997
Модель двигателя: ABL
Откуда: из Екатеринбурга

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение Alex789 » 27.01.2010, 20:16:58 #10

Шатун погнуло, оторванная тарелка клапана сделала свое грязное дело, к.в. погнуло, вторая коренная постель лопнула, головку сразу выкидывать, на остальных поршнях следы от встречи.
97г. Т4 ABL желтый фургон

Аватара пользователя

olegandr
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 27.09.2007, 16:25:14
Модель: Caravelle
Год выпуска Т.С.: 2003
Модель двигателя: AUF
Откуда: Черкассы, Украина

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение olegandr » 05.05.2010, 19:42:40 #11

тема немного устаревшая по обсуждению, но думаю для многих еще может быть актуальной.
Ниже приспособление немцев специально для фиксации при закручивании переднего болта КВ. Простенько и со вкусом. Не могу сказать для всех ли двигателей, но для ABL которые очень склонны к проблемам с переднем болтом... оно и подходит и самое главное непосредственно для этого предназначено. Кто покупал когда либо передний болт для фиксации шестерни... на упаковке болта видел изображение этой приспособы. Так она выглядит в живую:
Изображение
Черкассы, Украина
Cravelle T-4, 2.5TDI (AUF), 2003

Аватара пользователя

olegandr
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 27.09.2007, 16:25:14
Модель: Caravelle
Год выпуска Т.С.: 2003
Модель двигателя: AUF
Откуда: Черкассы, Украина

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение olegandr » 05.05.2010, 19:47:50 #12

Ну а это та самая приспособа, которая нужна для того чтобы решить проблему с откручиванием болта, когда либо и кем либо закрученным с недостаточным усилием, и приведшем к неровности торца КВ. Решает проблему за 2 минуты (без учета не слишком сложного подготовительного периода... типа захода на яму или подъемник, снятия шестерни и тому подобных вещей. Особо важно- решает проблему без снятия двигателя. Немецкая чудо- фреза :bigwink; тоже в живую: Изображение
Черкассы, Украина
Cravelle T-4, 2.5TDI (AUF), 2003

Аватара пользователя

БТр
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 09.10.2006, 23:26:43
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 1999
Модель двигателя: 2.5 ACV
Телефон: +79213296327
Откуда: Петербургская обл.

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение БТр » 05.05.2010, 21:10:25 #13

Поддержу тему: хочется изготовить держатель для отвинчивания болта распредвала. Посему может кто подскажет, каково расстояние между центрами противоположных отверстий звезды распредвала? Количество цилиндров не важно: звезды должны быть одинаковые.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
короткий, ACV, 1999; Scott Yecora 2005; Author A-Gang 2009 (Тимур)

Аватара пользователя

GIO4x4
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 26.05.2010, 23:12:05
Модель: Toyota AvVerso
Год выпуска Т.С.: 2004
Модель двигателя: D4D
Имя: Геннадий
Телефон: +48888966333
Откуда: Malbork-Польша
Контактная информация:

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение GIO4x4 » 27.05.2010, 11:43:11 #14

Да, на 2.4 и 2.5тди после замены ГРМ частенько откручиваются болты(((При этом сначала разбивают и шкивок и бывает что и колено(на шпонке)Сажу на синий(средняя фиксация)герметик резьбу при использовании б/у болтов(чуток,без фанатизма)и хАААрашо закрутить!(по букварю)
Toyota Avensis Verso 04,D4D,Ford Transit 300,2.0d 01г.
gio40@mail.ru Геннадий
_________________________
одна извилина ищет другую,чтобы родилась...мысль!

Аватара пользователя

kds
Сообщения: 916
Зарегистрирован: 06.12.2007, 22:03:06
Модель: Модель Т.С.
Год выпуска Т.С.: 1994
Модель двигателя: ААВ.2,4Д
Откуда: Украина. КРЫМ.Симферополь.
Контактная информация:

Re: Отвинчивание переднего болта КВ.

Сообщение kds » 27.05.2010, 12:42:37 #15

Я стартером открутил. :punk:
Ключ на 27 форсуночный(он у меня и для ступиц,болта коленвала тоже) одел,вороток малый-тюк и все! :lol:
На фото все видно.И ударился он о нижний рычаг воротком.

БТр писал(а):
Поддержу тему: хочется изготовить держатель для отвинчивания болта распредвала. Посему может кто подскажет, каково расстояние между центрами противоположных отверстий звезды распредвала? Количество цилиндров не важно: звезды должны быть одинаковые.

Все я выкладывал с размерами для изготовления тут:
http://www.vw-bus.org.ua/forum/viewtopic.php?f=37&t=160
Последний раз редактировалось kds 27.05.2010, 12:50:54, всего редактировалось 2 раза.
Т-4 ААВ.1994г.чистый пассажир.

скайп-dronho1


Вернуться в «Дизельные двигатели Т4»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость